Сестры Магдалины (The Magdalene Sisters)


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд6 звезд7 звезд8 звезд9 звезд10 звезд (Еще не оценили)
Загрузка...

Оригинальное назв.: The Magdalene Sisters

Год выхода: 2002

Страна: Великобритания, Ирландия

Производство: Dumfries & Galloway Council

Жанр: Драма

Режиссер: Питер Муллан

Сценарий: Питер Муллан

В ролях: Джеральдин МакЮэн, Энн-Мэри Дафф, Нора-Джейн Нун, Дороти Даффи, Айлин Уолш, Мэри Мюррэй, Бритта Смит, Фрэнсис Хили и др.

О фильме:

Приюты Магдалины в Ирландии содержались сестрами милосердия под покрови- тельством католической церкви. Попадая сюда из семей или сиротских приютов, молодые девушки оказывались в условиях, близких тюремному заключению. Тяжелой работой в прачечных они должны были искупать свои грехи.

Грехом, заслуживающим такого искупления, могло стать что угодно: материнство вне брака или слишком откровенная красота. Или столь же вызывающее уродство. Или глупость, или ум, или несчастье стать жертвой насилия и иметь неосторожность рассказать об этом. За эти грехи они бесплатно работали 364 дня в году, полуго- лодные, подвергаемые телесным наказаниям и унижениям. Это заключение было бессрочным.

Рецензии:

Фильм неплохой и даже отличный, если вы:

1) Ненавидите католическую церковь и/или питаете неприязнь к религиозным догматам вообще;

2) Недолюбливаете (сильно) мужчин.

Все немногочисленные мужские персонажи – существа разной степени убогости.

По монахиням же приюта Святой Магдалины плачет форма СС. Человеческое им чуждо. Кажется, они не женщины, и вообще не люди. Как в сказках – черное и белое. И это в 60-х годах 20 века! Больше похоже на викторианскую эпоху… Неужели всё у них в Ирландии было НАСТОЛЬКО плохо?! Питомицы приюта, разумеется, представляют светлую сторону этой страшной сказки. Даже украсть деньги из сейфа им в их светлые (просветленные вечными побоями и унижениями, сначала от мужчин, а затем от монахинь) головы не пришло. И руку-то они ни на кого ни разу не подняли, даже когда вышли из себя. Хотя зритель понял и простил бы, если б они голыми руками там всех передушили. Но нет, у нас тут ангелы и демоны. У нас тут все джен эйр.

В общем, портит впечатление некая утрированность. Как для детей: вот эти плохие-плохие-плохие, а вот эти хорошие-хорошие-хорошие, посмотрите, какая несправед- ливость-несправедливость. Хотя многие эту нарочитость, вероятно, и не заметят (я придираюсь).

Дружно высокие оценки кинокритиков лично мне лишний раз показали, сколь сильны на Западе феминистские тенденции.

P.S. Глаза у Бернадетты все-таки восхитительные.

(c) hapzeeba

Замечательный фильм, который я неоднократно пересматривал, и при каждом сеансе получал всё новые и новые эмоции, находил всё больше мелких деталей, и всё больше погружался в эту жестокую, тоталитарную обстановку.

Повествование в фильме достаточно поспешное, но такая стремительность ничуть не мешает, наоборот, она заставляет внимательнее присматриваться к мелочам, стараться замечать их. Когда я в первый раз включил этот фильм, многое было не понятно, скучно, однако меня сразу же поглотила атмосфера несправедливости, неприятное ощущение внутри, что что-то происходит неправильно, как-то не по-человечески. Это состояние остаётся на протяжении всей картины. Первый вопрос, который возникает уже на десятой минуте: «А действительно ли стоит так строго поступать с провинившимися девушками?» Это сравнение тех реалий с нашими, ты понимаешь, что тогда времена были другими, и почти в корню отличались от сегодняшних, но когда в конце говорится о том, что такие приюты существовали аж до 90-х годов, всего бросает в дрожь! Они пережили и хиппи, и панк культуры, пережили феминисток второй волны, но остались стоять нетленным памятником прошедшей морали на развалинах минувших дней, что кажутся сейчас по-дикому строгими и ужасно гротескными. Кто сейчас скажет, что такой образ жизни, который вели люди тех времён, образ, по сравнению с нынешним, очень аскетичный, является эталоном праведности, эталоном лучшей жизни? Не многие из даже очень набожных людей не решились бы на такой подвиг. А это действительно подвиг, подвиг требующий огромной силы воли и веры. Но теперь посмотрим на представленную нам ситуацию: уже тогда девушки, жившие в середине шестидесятых годов, когда царили суровые обычаи, не все соблюдали эти ясные как день законы. Многие нарушали их, ставя себя под угрозу попасть в такого рода «приют», некоторые нарушали их не по своей воле, некоторые насильно, но всё же нарушали. «Приют Магдалины» – место, куда стекают все грешницы тогдашней Ирландии. Место, где они работают денно и нощно под надзором внимательных монахинь. Место, в котором очень легко оказаться, но совсем не легко отыскать выход.

Фильм поднимает множество вопросов, такие как например: положение женщин в идеализированно-религиозном, замкнутом мирке, их положение в обществе в принципе (фильм явно направлен против любого угнетения женского пола), тему настоящей веры (думаю, каждый заметил, что богом в «приюте» даже не пахнет; в нём всё зиждется на странном садизме и материальной выгоде), тему предательства и самокопания… Ещё много вещей, перечисление которых займёт очень много времени. Я бы хотел остановиться на таком немного философском аспекте. Взять хотя бы Бернадетту, чей персонаж весь фильм проводит в непонятных зрителю раздумьях, итогом чего стало отравление своей и чужих жизней. Впрочем, если бы не эти терзания, всё могло кончиться совсем иначе. Такая, видимо, цена спасенья. Видать, правда – слова, что искупить свои грехи можно лишь работой и страданием? Поняла ли Бернадетта главный вопрос? Ответа в фильме нам не дают. Однако можно обратить внимание на Уну, которая ясно это осознала. Хотя очень большая вероятность, что она просто напросто сдалась, не смогла выдержать напора, и отдалась течению, поплыла по реке жизни без надежды на лучшее.

О технической стороне картины сказать многого нельзя. Фильм снят просто, без сильных и незаурядных приёмов, но эта простота только добавляет шика. Актёры играли хорошо, особенно стоит обратить внимание на Айлин Уолш, чей герой Криспина получился невероятно реалистично. Ей действительно веришь. Однако были и дурные моменты, они, вероятно, к счастью, были только со стороны картинки, но не сюжета. Какие точно неприятные моменты я обнаружил, сказать абсолютно нельзя, скорее весь фильм обладал не очень располагающей постановкой и расположением сцен.

На этом всё. Фильм действительно стоит просмотра, пусть он может оставить не очень приятное послевкусие, зато прольёт свет на некоторые вещи в жизни, и, возможно, заставит изменить эти вещи к лучшему.

(c) Princess Ochosaurus

Из трёх героинь больше всего было жаль Розу – самую мягкую и добросердечную, не отупевшую и не очерствевшую душой в результате побоев, страха и унижений. Её положение в начале фильма очень уязвимо – проснувшаяся любовь к своему ребёнку борется с неуверенностью в способности вырастить его и дать ему будущее, с неуверенностью в собственном будущем, с религиозными догмами, в которых она воспитана. Она соглашается с условиями, которые ей диктуют, но почти сразу передумывает, потому что сердце говорит ей совсем другое, – передумывает, как будто это что-то может изменить. Она сохраняет человечность до конца.

Бернадетта, и без того темпераментная, ожесточилась сердцем. Неудивительно, поскольку она-то попала в приют вообще без причины, даже те ужасные «грехи», что обычно приписывались другим, она не успела совершить. Каково это – ни с того, ни с сего оказаться за стеной, отрезанной от мира, бесправной, в месте, где с тобой обращаются как с ничтожеством? Какой разум может это выдержать? Какую силу воли надо иметь, чтобы не покориться и остаться свободной хотя бы внутренне и не пойти по пути сломленной Уны с её своего рода «стокгольмским синдромом»? Бернадетта стала злой, но эту злобу аккумулировала правильно – не обратила её на других несчастных, а искала путь к спасению.

Маргарет тоже попала в приют безвинно. Она – своеобразный персонаж, с одной стороны, думающий и сочувствующий, пытающийся бороться за справедливость. С другой стороны, она не может бороться за что-то большее, например, за свою свободу. Случайно проникая в незапертую калитку, она оказывается во внешнем мире, но почти боится его, не решается безрассудно сбежать из ненавистного приюта в никуда. Между неизвестностью и рабством она выбирает рабство. Её характер испортился за годы жизни в приюте, стал сварливым и неприятным. В сцене прощания с сокамерницами она чувствует некоторую неловкость, но не испытывает к ним особого сострадания. Она огрызается на брата, который хочет вытащить её. Её психика уже надломлена. Видно, что пребывание в приюте тяжело отразилось на ней, усугубило последствия изнасилования, но не способствовало ковке характера – только непоправимо изменило его.

Жаль и Криспин – молодую женщину с несколько изменённым восприятием мира, однако способную любить своего сына даже на расстоянии. Встречи с сестрой и сыном преображают её, как будто озаряют её душу и разум. Её объявляют сумасшедшей раньше, чем она сделалась ею на самом деле. А ведь жизнь этой женщины могла бы сложиться иначе, останься она на свободе.

Лицемерие и порочность религиозных служителей, в принципе, тема достаточно древняя и широко известная. Она продемонстрирована в фильме достаточно тонко и ярко, однако без лишнего натурализма и детализации. Как ни странно, самым тяжёлым зрелищем для меня стали не моменты физических расправ и издевательств, а мирные «спортивные состязания на воздухе», в которых монахини и «воспитанницы» как будто бы одна дружная семья. Ужасна степень этой фальши, и ужасно то, что её очень трудно распознать за внешней благопристойностью, поэтому слабые и чувствительные натуры поддаются ей, принимая за чистую монету. Прекрасно сыграна роль Джеральдин МакЮэн – увы, за милой улыбкой и воркующим голосом, за кокетливыми и трогательными признаниями слишком часто скрывается не что иное, как беспощадность и жестокость. Её героиня правит в пределах приюта, хотя оказывается бессильна против вторжения из внешнего мира. А ещё она благоразумно и вполне обоснованно боится угроз и физической силы, так что готова отступить, если ситуация складывается не в её пользу. Но такое бывает слишком редко.

Фильм очень правдоподобен, но концовка кажется чуть-чуть ненатуральной. Это похоже на приём в хорроре, когда герою кажется, будто он вырвался из замкнутого круга, но потом оказывается, что ему просто приснился сон. Конечно, всё возможно. Возможно и спасение. Но сколько загубленных жизней навсегда было затеряно на кладбищах подобных приютов? Сколько безвестных людей страдало, пока за их счёт другие сладко ели и спали? И самое страшное, пожалуй, то, что свобода всегда кажется такой близкой. Одно слово, одно заступничество – и человек может перешагнуть порог тюрьмы. Но это слово не произносит никто.

(c) Enjia

Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о поломанных судьбах женщин Ирландии, они сотнями насильно помещались в приюты, где и «прожигалась» их жизнь в жерлах религиозного фанатизма и беспредела.

В такие заведения попадали как и из приютов, оттуда легче их выдёргивать, так и из семей, эти девушки нагрешили – вкусили запретный плод до замужества или были изнасилованы и не промолчали, или просто имели наглость быть симпатичными, хотя судя по узницам данного приюта хватали всех, кто был способен на рабский труд. Все эти адские прачечные были под покровительством католической церкви, то есть имели полный карт – бланш, кто не хотел работать или как-то ерепенился, того наказывали, или последняя инстанция – отправляли в местную дурку. Таким образом, вкалывая круглый год за дармы, недоедая, постоянно униженные, они якобы искупали свой грех, а в это время благодетельные монашки считают вырученные барыши с очередной партии чистого белья.

Так и хочется сказать – о времена, о нравы…, такое наглое беззаконие порою даже смущало, да наши 90-е просто рай, кладезь правомерности! Многие люди и современные тоже, не видят различий между верой и религией, интересно всех этих прихожан не волнует, что их церковь стоит на бесчисленных человеческих жертвах, что библия переписана множество раз, то есть представляет собой очередное сочинительство очередного же монарха, что в церкви продаются свечи, одна за 3 рубля, другая за 15 и бабуля, которая стоит впереди меня в очереди ( был там первый и последний раз) спрашивает у кассирши(!) какую лучше ставить, в ответ, конечно, за 15 – рынок и дебильное стадо, вы можете, те, типа верующие, закидать меня помидорами, но я никогда не заберу свои слова обратно, простая истина — если ты не крадёшь и тому подобное, только потому, что есть библия и ад, то есть из тупо из страха или примитивных нравоучений, то знайте, что нормальные люди так живут всегда и совесть, в первую очередь, мой Бог, но это нисколько не отменяет моей веры.

Извиняюсь, что-то прорвало, просто этот вопрос для меня всегда стоит остро. Теперь прямо, а не косвенно пройдусь по фильму. Актёрская игра была на высоте, можно отметить в этом смысле любую девушку, но больше всех запомнилась главная настоятельница, такой противный, зловещий бабулец, руки так и чесались нахлестать ей пощёчин, а у девушек такой шанс был и они его почему-то упустили, а зря.

Меня поразила та лёгкость, с какой семья отказывается от родного человека, грех грехом, но это же дочь, если уж так боишься пересудов, то просто передь в другой город или в конце концов отправь туда дочурку, зачем так безжалостно ломать ей жизнь, люди были настолько зомбированы, что теряли напрочь свою человеческую сущность.

Рецензия, меня всегда забавляло такая высокопарная кличка моей писанины, получилась (ли?) ломаная, чересчур личная, но это всё от того, что фильм зацепил за живое, поэтому с чистым сердцем, могу его рекомендовать к просмотру. Просмотр будет не из приятных, но полезным и даст уйму тем для полемики и для внутреннего диалога.

Всем желаю плодотворного просмотра!!!

(c) vital4ikk

Шестидесятые годы 20-го века. Эпоха Битлз, Роллинг Стоунз и Пинк Флойд. Первый полет в космос и на Луну, сексуальная революция и расцвет феминизма. Время великих открытий, войн и политических перемен. Наверняка многие из нас не отказались бы слетать на машине времени в Европу шестидесятых хотя бы на недельку. Но в то мрачное место в Ирландии, в котором происходит действие картины Питера Муллана «Сестры Магдалины» вряд ли бы кому-то захотелось совершить экскурсию.

Приют святой Магдалины, о котором идет речь в фильме – это реально существовавшая до конца 90-х годов католическая организация, где спасали свои души женщины, которые, согласно христианской морали, считались грешницами и блудницами. Одновременно эти приюты были сетью прачечных, где бывших грешниц заставляли вкалывать на износ, зарабатывая деньги, которыми руководство данной организации распоряжалось по своему усмотрению.

Три молодые девушки-героини фильма оказались в приюте Магдалины, и все – не по собственной воле: их насильно заперли там их родственники или опекуны. Чтобы дать зрителю понять, кого католическая церковь считает блудницами, режиссер демонстрирует краткую предысторию попадания героинь в приют. Роза (Дороти Даффи) родила ребенка, не будучи замужем, ребенка у нее тут же отобрали добродетельные священники, застращав роженицу карой небесной, и отдали его в приемную семью, а саму Розу ее собственные верующие родители упекли с глаз долой в приют Магдалины. Бернадетт (Нора-Джейн Нун) была сиротой и жила в детском приюте. Когда ее воспитатели – монашки и священники обратили внимание на то, что она превратилась в очень красивую и обаятельную девушку, они на всякий случай, чтобы неповадно было мужскому полу, решили объявить ее распутницей авансом и отправили туда же. Маргарет (Энн-Мэри Дафф) была изнасилована собственным кузеном и за это жертву насилия собственные родители прокляли и заживо похоронили в приюте Магдалины.

На протяжении всего фильма очень эффектно демонстрируются ужасы, издевательства и средневековое мракобесие, творящиеся в приюте Магдалины. Тут присутствует полный бронебойный набор, способный у любого зрителя вызвать сильные эмоции. Молодые девушки, невинные жертвы, которые нуждались в помощи, были объявлены обществом, государством и собственной семьей падшими и преступными женщинами и отданы на заклание подлым, жестоким, алчным и преступным церковникам, которые получали прибыль от их рабского труда и моральное удовлетворение от изощренных издевательств над ними.

Картина «Сестры Магдалины» относится к разряду «раз увидишь – не забудешь», и в том числе – благодаря прекрасному актерскому составу и ярким образам главных героев, все до единого из которых – неподдельные, живые, настоящие. Джеральдин МакЮэн в роли сестры Бриджит создала не плоский0 образ злодейки, а человеческую личность, под маской непробиваемого благочестия скрывающую жестокую и извращенную душу. Сестра Бриджит бесчинствует, унижает и избивает воспитанниц, складывает в свою коробку деньги, заработанные ими – и вдруг в приют привозят душеспасительный фильм. Какие искренние слезы, какие чистые растроганные глаза! Через минуту она опять пойдет издеваться над девушками, но теперь Бриджит не просто объект для ненависти, она – предмет для размышлений. Она – дитя Церкви, в которой она провела всю свою жизнь, и ее мировоззрение, идеалы и стремления полностью соответствуют нормам непогрешимой морали и нравственности церковного сообщества. Это не «неправильная» монахиня-оборотень, наоборот: в ее лице режиссер показывает саму суть Церкви и свое к ней отношение.

Юная и прекрасная Нора-Джейн Нун в роли Бернадетт очень выразительна. Она вовсе не бунтарка: она реалистка, единственная героиня, которая на практике смогла отстоять свою свободу и свою личность, прибегнув к открытой борьбе. Просто врезаются в память последние эффектнейшие кадры: оскал Бернадетт в сторону монахини под дождем: в нем ненависть, боль и ярость непокоренной девушки, которая отвоевала у всего мира свою судьбу.

Драма Питера Муллана «Сестры Магдалины» стала публичной поркой для католической церкви и для всех душеспасительных организаций, подобных приюту Магдалины. Ватикан даже попробовал запретить картину к показу, но ничего не получилось: ведь фильм основан на реальных доказанных событиях, и в прачечных-приютах, подобных этому, под предлогом фальшивой морали были искалечены жизни десятков тысяч женщин Ирландии, страны, где до сих пор права женщин сильно ущемлены по сравнению с другими европейскими странами.

Драма Муллана была снята про католический приют, последний из подобных которому закрылся в 1996 году. Но нельзя переоценить актуальность этого фильма для современной России в свете событий последних лет.

Каждый во время просмотра картины «Сестры Магдалины» наверняка задается вопросом и внутренне негодует: почему узницы приюта так безропотно терпят все издевательства, побои и унижения от монашек? Почему они не поставят их на место, да в конце концов, почему они не дадут им по шее, не сломают дверь и не уйдут оттуда?! Ведь их там удерживает всего лишь десяток монашек, а не рота солдат с автоматами. Именно в этом и заключается основная проблема патриархального религиозного сексистского общества, которую демонстрирует Муллан. За протест против этого явления уже в нашей стране прямо сейчас двое девушек сидят за колючей проволокой. Когда религия становится обязательной, религиозное мировоззрение насаждается в массы, в семьи при поддержке и помощи государства, когда церковь оправдывает беспредел в стране «властью от Бога», а государство покровительствует чиновникам от церкви, то вся страна становится приютом Магдалины. А граждане становятся послушными овцами, которых очень просто загнать в стадо и без применения автоматов. Такие овцы примут на веру все, что угодно и позволят делать с собой, со своими детьми и товарищами все, что угодно, кому угодно, и будут считать это благом. Все благо, которое принес приют Магдалины в фильме Муллана – это коробочка с деньгами в шкафу главной монашки. А под предлогом фальшивой морали и библейских догм женщины должны были искупать бесплатным каторжным трудом и сломанными жизнями только тот факт, что они женщины и уже поэтому грешны.

Приют в Ирландии закрыт, но картина Муллана – это не плевок в спину ушедшим временам, это – предостережение для всех и каждого из нас о необходимости сохранять здравомыслие в любых обстоятельствах, не бояться думать и действовать по собственной совести и уметь бороться за свою свободу и свои убеждения, чтобы в самом скором будущем не оказаться во всероссийском государственном приюте Магдалины.

(c) Avanti

Меня всегда интересовали фильмы о закрытых пансионатах и частных школах со строгим регламентом. Поэтому из всей ирландской программы сразу же обратил внимание именно на эту драму, которая, стоит заметить, основана на реальных событиях. Ну, если этот фильм сравнить с другой ирландской драмой на ту же тематику («Песня для изгоя»), то я все же отдам предпочтение второму фильму. Есть еще почти такая же французско-бельгийская драма «Нелюбимые», но она вышла позже «Сестер Магдалины».

В общем, для меня подобного рода сюжеты не в новинку. Но это не значит, что фильм не вызывает эмоций. Они обязательно будут, потому что нельзя смотреть равнодушно, как кучка лицемеров эксплуатируют молоденьких девушек. Это все делается якобы ради их блага, чтоб юные блудницы своим прилежным трудом заработали себе прощение. Причем необязательно быть грешницей, чтоб тебя там заперли на всю жизнь. Достаточно быть привлекательной для противоположного пола. Весь парадокс в том, что сестры, наказывая девочек за непослушание, за разговоры и сотни других мелочей, сами позволяют себе глумиться над ними.

Неудивительно, что Ватикан выступал против этого фильма. Но шило в мешке не утаишь. Ведь это уже часть истории. Изначально подобные приюты создавались с другой целью, чтоб помочь таким девушкам реабилитироваться в обществе и найти работу, если у них возникали сложности с трудоустройством из-за сомнительной репутации. А что из этой идеи получилось потом? Тысячи искалеченных судеб. Кому нужны теперь извинения? Разве это вернет им ушедшую молодость?! Больше всего противно от того, что все эти гнусности прикрывали благими намерениями и служением Господу.

Все четыре девочки хорошо сыграли, поэтому никого не стану выделять. У каждой из них своя драма. Этот фильм стоит смотреть и понимать, что осуждая других, вы не становитесь лучше тех сестер. Не судите, да не судимы будете.

(c) Kvertoff

Информация о файле:

Продолжительность: 01:59:37

Качество: WEBDL-Rip

Формат: Avi

Видео кодек: XVID = XVID Mpeg-4

Видео: 1766 Kbps, 23.975 fps, разрешение 720×400 (16:9)

Аудио 1: Dolby Digital (AC3), 448 Kbps, 48 kHz, 6 ch – Русский многоголосый

Аудио 2: Dolby Digital (AC3), 384 Kbps, 48 kHz, 6 ch – Английский оригинал

Размер: 2,3 GB



Жалоба на пост: Сообщить




Комментарии к фильму: